Брюнель Изамбард (1806-59)

Один из величайших английских инженеров XIX в. Изамбард Кингдом Брюнель проектировал мосты, доки, железные дороги, но главным образом пароходы. Он родился в Южной Англии в семье инженера французского происхождения Марка Брюнеля (1769-1849), построившего первый тоннель под Темзой. Изамбард получил образование дома и в 1820 г. уехал завершать его во Францию. Через два года вернулся и стал работать у отца. В 1831 г. он спроектировал первый подвесной мост через реку Эйвон у Бристоля (Юго-Западная Англия), но строительство завершилось уже после его смерти. В 1845 г. он построил Хангер-фордский подвесной мост через Темзу.

 

В 1833 г. компания «Грейт Вестерн Рсйлвей» поручила Брюнелю строительство железной дороги от Лондона до Бристоля. Брюнель спроектировал не только все мосты, виадуки, тоннели, но и здания вокзалов. Пока дорогу тянули на запад, он разработал проект моста Принца Альберта через реку Теймар для железнодорожной ветки от Девона до Кор1гуолла, западного графства Англии. Эта огромная чугунная конструкция была закончена в год его смерти и работает до сих пор.

 

Компания «Грейт Вестерн Рейл-вей» перевозила в Лондон пассажиров, прибывавших из Северной Америки. В 1838 г. Брюнель разработал океанский колесный пароход с деревянным корпусом «Грейт Вестерн», предназначенный для скоростных трансатлантических рейсов. Тогда это был самый большой пароход в мире; он пересекал океан за 14 дней. Затем Брюнель заменил деревянный корпус металлическим, а колеса - гребным винтом. Первоначально имевший шесть парусных мачт и одну дымовую трубу, 3300-тонный пароход «Грейт Бритн» совершил первое плавание в 1845 г.

 

Следующим революционным проектом Брюнеля стало цельнометаллическое судно «Грейт Истерн» на 4000 пассажиров для рейсов в Австралию. Его строили в Лондоне, на берегах Темзы. Стапеля для судна такого размера не нашлось, и пароход спустили в реку боком. Строительство корабля началось в 1853 г. и завершилось через пять лет. По какой-то неясной причине Брюнель вернулся к колесам как главному движителю, а гребной винт сделал вспомогательным, хотя сочетание колес с винтом требовало огромного расхода топлива. Брюнель умер через несколько дней после того, как во время первого плавания на пароходе взорвался котел. «Грейт Истерн» отремонтировали, и пароход не раз пересекал Атлантику, правда не без происшествий. Его судьбу изменил американский финансист Сайрус Уэст Фильд (1819-92). Он вложил почти все состояние в прокладку телеграфного кабеля по дну Атлантического океана. Первая попытка оказалась неудачной, и в 1866 г. Фильд поручил возглавить проект шотландскому физику Уильяму Томсону, лорду Кельвину, а также приобрел «Грейт Истерн», так как только это судно вмещало бесконечные мили кабеля и служило надежной платформой при его опускании в морские глубины. Усилия Фильда увенчались успехом - между Ирландией и Ньюфаундлендом была налажена постоянная кабельная связь.

 


 

 





доспехи из жести своими руками
водяное колесо
древняя греция законы
стихи о воинах 1585