Америка Раннеисторической Эпохи

Ранние культуры Америки охватывали как общины полукочевых охотников и собирателей на севере, так и высокоразвитые цивилизации Мезоамерики.

 

Мезоамериканские цивилизации - ольмеки

Первые люди пришли на американский континент в 20000 г. до н.э. и расселились там в течение нескольких тысячелетий. Начав обрабатывать землю, люди стали обосновываться отдельными группами. В последнем тысячелетии до н.э. из деревень развились города и возникли цивилизации.

Первую высокоразвитую культуру на американском континенте основали ольмеки на юге центральной Мексики. Там располагались их важнейшие города Сан-Лоренцо, Ла-Вента и Трес-Сапотес. Своего расцвета ольмекская культура достигла в период с 1200 по 600 гг. до н. э. Многие достижения и особенности их цивилизации были переняты последующими культурами, населившими Мезоамерику и Анды Ольмеки были первыми, кто возводил церемониальные холмы и храмовые комплексы для поклонения своим богам. Основу многих религиозных церемоний составляли человеческие жертвоприношения - практика, сохранявшаяся и в дальнейшем. Ольмекс кие скульпторы создавали монументальные изваянш голов из каменных массивов.

В техническом отношении ольмеки были наиболее успешны в возделывании кукурузы - важнейшей сельскохозяйственной культуры региона.

АМЕРИКА РАННЕИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Пирамида Солнца в Теотиуакане. Это место, впервые заселенное в самом начале нашей эры, в скором времени превратилось в один из величайших городов Нового Света.

В сельскохозяйственных целях и для осушения плодородных болотистых местностей они устраивали обширные бассейны и лагуны. Общество ольмеков имело строгую иерархическую структуру: было жреческое сословие, деятели правления и ремесленники, которые занимались изготовлением товаров и предметов искусства. Ольмеки были первыми мезоамериканцами, оставившими после себя иероглифическую письменность, воспринятую их преемниками. По неизвестным причинам их культура вымерла в 600 г. до н.э. Преемниками ольмеков стали представители культуры Теотиуакана, запотеки и майя.


Классические культуры Мезоамерики

Сразу вслед за ольмеками в Центральную Мексику пришла культура Теотиуакана. Хотя собственно ее центр находился в Теотиуакане, влияние данной культуры распространилось по всей Мезоамерике. В период расцвета город Теотиуакан, планировка которого имеет сходство с шахматной доской, насчитывал более 125000 жителей. В знак своих религиозных убеждений они построили в центре две мощные пирамиды, посвященные Солнцу и Луне. Запотеки расселились чуть южнее. Монте-Альбан, их главный город, находился в районе Оахаки и тоже располагал обширными храмовыми комплексами и дворцами.

Наивысший пик развития Мезоамерики в классический период обычно связывают с культурой майя. Этот народ находился под сильным влиянием других  мезоамериканских культур и развивался параллельно с ними. Культура майя распространилась по всему полуострову Юкатан и достигла территории современной Гватемалы, северного Белиза и Гондураса. Майя I основали государство из городов-государств, которые жили за счет интенсивного сельского хозяйства и торговли. Чичен-Ица, Уксмал, Паленке и Калакмуль входят в число самых известных городов майя. В период с 300 по 900 гг. н. э. их искусство достигло столь высокого уровня, что это время принято называть классическим периодом. Художники создавали утонченные статуи и рельефы, на которых часто ставили свои подписи. Иероглифы ольмеков претерпели дальнейшее развитие, и с их помощью на больших декоративных каменных панелях увековечивали важные события и успехи в военных походах. Высоким уровнем развития отличалась архитектура майя. Представители майя разбивали известняк и обжигали глиняные кирпичи. Стены важных общественных зданий тщательно шлифовались, так как гладкую поверхность легче было украшать. Как и их предшественники, майя возводили свои храмы на вершине гигантских ступенчатых пирамид, чтобы как можно больше приблизиться 1 к богам. Хорошие астрономы, они могли использовать эти сооружения в качестве обсерваторий. Хотя в IX столетии наблюдался постепенный упадок культуры майя, последующие культуры просуществовали до XV века, пока не были уничтожены с появлением испанцев.

АМЕРИКА РАННЕИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ


Северная Америка: охотничьи народы северных равнин

На равнинах между Скалистыми горами и Аппалачами в конце эпохи плейстоцена паслись многочисленные стада бизонов, мастодонтов и мамонтов. Обилие пропитания позволяло ранним обитателям северных регионов американского континента на протяжении тысячи лет вести образ жизни кочевых охотников и пастухов. Хотя со временем многие представители местной фауны сократили численность и были  частично истреблены, для большинства людей охота  и собирательство оставались лучшей альтернативой. Экстремальные погодные условия в окраинных  регионах стали предпосылкой для кочевого образа жизни. В поисках новых источников питания многие группы и племена начали переходить к оседлому образу жизни. Так, они имели возможность культивировать кукурузу, тыкву и фасоль. Их общества были небольшими, но имели иерархическое деление. Как правило, племя возглавлял вождь, который мог брать на себя роль религиозного лидера или шамана.


Культура Хоупвелл

Хотя большинство индейцев вело образ жизни кочевых охотников и собирателей, в период с 200 по 400 гг.н. э. сформировалась процветающая оседлая культура вдоль берегов рек на северо-востоке и центральном западе. Культура Хоупвелл распространилась до территории современного Нью-Йорка, реки Миссури и берегов Великих озер. Сам ее центр находился в долине Огайо. Индейцы Хоупвелл занимались земледелием, культивировали подсолнухи, кукурузу и тыквы. Они вели торговлю с другими народами, даже на больших расстояниях. Определенно, Хоупвелл имели контакты с майя, у которых позаимствовали мексиканские полевые растения, в частности фасоль, и научились их возделывать. Народ культуры Хоупвелл возводил большие курганы, так называемые маунды, где хоронили покойников вместе с многочисленными погребальными дарами. Курганы, зачастую очень высокие, строились в различных геометрических формах. Культура Хоупвелл имела много общего с культурой Мисиссипи, которая достигла расцвета в 900 г.н.э. и закончила существование только с появлением европейских поселенцев.


Религиозное поклонение

 

Для религиозного культа в Америке раннеисторической эпохи был характерен политеизм, поклонение нескольким богам. Племена северных равнин были в особой степени подвержены опасности природных катастроф, и поэтому значительная часть их мифологии отведена духам природы и богам, контролировавшим стихии. Пересказ священных мифов и историй составлял центральный элемент религии североамериканцев, воспроизводившийся в особых

АМЕРИКА РАННЕИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Скальные жилища культуры анасази в Меса-Верде, штат Колорадо.

 

Данные поселения возникли в XII-XIII веках, однако, по-видимому, анасази населяли этот регион гораздо раньше.

Культуры Мисиссипи, чьи представители обитали в Огайо и Иллинойсе, возводили большие курганы. Многие из них вмещали массовые захоронения, предположительно, принесенных в жертву людей. Один из самых больших маундов в Кахокии внутри скрывал скелет взрослого мужчины, похороненного на изображении птицы, выложенном из морских раковин.

Огромные курганы и пирамиды с великолепными храмами на вершине использовали для своих церемоний и майя. Чтобы вступить в контакт с богами, они совершали регулярные ритуалы, как правило, сопровождаемые небольшими приношениями в виде кукурузы, плодов и крови. По особо важным поводам на специальных алтарях приносили в жертву животных и людей. Прославляя бога-змея Кукулькана, в яму со змеями бросали девственниц. В отличие от североамериканских индейцев, майя не сводили свою религию только к силам природы и стихиям. Их астрономические исследования были частью их веры во влияние звезд, Луны и Солнца на судьбы людей.






зарождение металлургии
как сделать дирижабль с ребенком
доспехи рыцаря своими руками
открытие 1 ракеты