Из Оруженосцев В Рыцари В Средние Века

После нескольких лет нахождения в услужении проявивший себя как достойный оруженосец юноша мог быть произведен в рыцари. Церемония менялась от места к месту, но в целом сводилась к тому, что молодой человек проходил религиозное посвящение (часто это было ночное бдение в церкви) и являлся в доспехах и лучшем своем одеянии к сеньору, который должен был совершить обряд.

Перед лицом свидетелей он должен был принести клятву, после чего сеньор подтверждал посвящение ударом руки или плоскостью меча.

В современной Великобритании посвящаемого в рыцари лишь слегка касаются шпагой, но в Средневековье удар был силен. Это был символический жест: последний удар, на который молодой человек не должен был отвечать. Людям низкого положения было запрещено поднимать руку на стоявшего наиболее высоких социальных ступенях, они не могли ответить даже на нападение знатного человека. В противном случае суровое наказание, обычно позорная смерть.

Когда же молодой человек становился рыцарем и переходил в класс знати, он получал право ответить на любое физическое нападение, кем бы оно ни было произведено. Теперь он получал новые права и обязанности, с которыми досконально знакомился в период пребывания в пажах и оруженосцах.

Новый рыцарь получал пару шпор как знак своего статуса. Его также опоясывали мечом, что во многих странах служило признаком знатного человека. Правда, в качестве оруженосца молодой человек также имел право на ношение меча, но крестьянам во многих странах это запрещалось. Иногда молодой рыцарь сразу после посвящения получал какое-либо поручение, к выполнению которого следовало незамедлительно приступить, или же отправлялся на войну.

Некоторые оруженосцы так и не становились рыцарями, продолжая службу в качестве профессиональных помощников. Они получали звание эсквайра, то есть нетитулованного члена класса знати, и как правило, получали за свою службу значительную плату.

Другой путь присоединения к рыцарскому сословию лежал через свершение какого-либо выдающегося поступка или подвига на поле брани или на службе высокого лорда. Однако и здесь крестьянин или простой пеший воин надеяться на получение рыцарского звания не могли, так что и этот путь оставался открыт только для дружинников и сержантов. Такой воин мог быть посвящен в рыцари прямо на поле битвы или же позже, во время специальной церемонии.

Если новоиспеченный рыцарь не имел средств для приобретения необходимых ему доспехов, он мог получить их в качестве трофея. Дружинник, ухитрившийся взять в плен вражеского рыцаря, мог быть возведен в соответствующее звание за отвагу и при этом получить доспех и оружие пленного При удачном стечении обстоятельств молодому рыцарю могла достаться даже часть выкупа за пленного, который полагался его сеньору.

Низшим слоем рыцарского сословия считались безземельные рыцари-одиночки, не имевшие даже состояния, которое могло бы пойти на выплату выкупа. Такие рыцари несли службу при дворе влиятельных сеньоров, возглавлявших ту или иную лигу, или входили в состав гарнизонов их крепостей. По сути, рыцари-одиночки являлись высоко-статусными профессиональными воинами.

Рыцарь мог унаследовать состояние, в результате удачного брака войти в богатый род или получить феод от правителя в награду за службу. Статут землевладельца, или вассального рыцаря, был выше: теперь он становился правителем небольшой территории, что означало и принятие большего круга обязанностей. Вассальный рыцарь по-прежнему нес обязанность выступить на стороне своего сеньора в военном походе.

Все высоко-статусные рыцари, такие как баннереты, были вассалами. Они хранили верность своим феодалам-сеньорам, но приобретали все больше земель и собственности. Некоторые рыцари и представители знати занимали официальные должности (например, комендантов замков) и уже не жили милостями своих сеньоров.

 

ИЗ ОРУЖЕНОСЦЕВ В РЫЦАРИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Рыцарь Эшеноах в полном вооружении с украшенным шлемом, щитом и флажком на пике. Коня держит паж. Витраж ш Цюриха. 1310-1340 годы.






открытия аристотеля
средневековые фортификационные сооружения
культура индейцы проклятия
я придумал двигатель