Кто придумал Парус - Когда Изобрели?

Однажды древний человек, не желая перебираться на другой берег холодной реки или озера вплавь, сел верхом на бревно и с успехом форсировал водную преграду, подгребая руками. Так началась история флота. За плотами с шестами последовали лодки, выдолбленные из дерева, а затем и более сложные конструкции, венцом которых стал Ноев ковчег ведь даже если библейское судно, преодолевшее Великий потоп, было лишь легендой, с технической точки зрения оно вполне реально.

Однако плыть по воде на гребном судне было не так уж и просто. Вниз по реке лодку подгоняло течение, а вот в обратном направлении либо при плавании по озеру со стоячей водой или по бурному морю гребцам приходилось изрядно потрудиться. Подспорьем мог послужить попутный ветер, но его силы было недостаточно, чтобы двигать тяжелое судно. Возможно, решение проблемы подсказали широкие одежды, которые были в моде у большинства древних народов. Ветер, пробираясь под них, надувал ткань и словно подталкивал вперед.

Как бы там ни было, примерно 5,5 тысячелетия назад люди научились использовать парус закрепленное на вертикальных опорах полотнище, надуваемое ветром и преобразующее энергию движущихся воздушных масс в поступательное движение судна. Судя по сохранившимся рисункам и результатам раскопок, первыми начали применять парус египтяне. Некое подобие узкого прямоугольного паруса, закрепленного на съемной двуногой мачте, обнаружено на изображении, которое относится к додинастическому периоду истории Египта (примерно IV тысячелетие до н. э.).


Под парусом на суше

Хотя парус ассоциируется в первую очередь с водными средствами передвижения, имеются свидетельства применения парусов и в сухопутном транспорте например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае. Парус также приводит в движение буера легкие лодки или платформы, установленные на полозья и предназначенные для преодоления ледовых пространств.

Первые египетские суда были преимущественно речными, небольших размеров. Их сооружали из связанных между собой пачек папируса. Квадратный или прямоугольный парус, полотняный или из папируса, держался на двух связанных в одну длинную горизонтальных реях, которые крепились на двуногой мачте. При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был весьма полезен хоть и в качестве вспомогательного средства. Ко времени Нового царства (около 3,5 тыс. лет назад) в Египте начали строить морские суда торговые и военные. Корабли этого периода были деревянными, водоизмещением до 80 т. Парусное вооружение составляли мачта с прямым парусом и две загнутые на концах реи, причем парус обычно был невысоким, но очень широким.

Несмотря на то что египтяне стояли у истоков кораблестроения, великими мореплавателями они так и не стали. Для дальних морских походов фараоны нередко нанимали финикийцев жителей маленьких городов-государств, расположенных на восточном берегу Средиземного моря. Финикийцы были не только отличными мореходами, но и лучшими судостроителями древности. Это объяснялось как наличием на их территориях большого количества лесов, так и стремлением финикийцев к расширению торговых связей. При ближнем плавании использовались преимущественно легкие суда. Гораздо внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли узкие и длинные. Расположенная в центре палубы мачта несла прямой парус на двух изогнутых реях. Парусное вооружение финикийских кораблей было съемным и использовалось только при попутном ветре. От финикийцев нам осталось слово «галера», которое вошло, вероятно, во все европейские языки.

Севернее в строительстве парусников преуспели жители острова Крит.

Уже в XXII-XVI вв. до н. э. критское государство было могущественной морской державой. Мореходы Крита первыми применили в строительстве парусников киль и шпангоуты, что повышало прочность корпуса и позволяло ставить до трех мачт с парусами. После гибели критского государства в результате природной катастрофы первенство на Средиземном море перешло к грекам. Их галеры с двумя-тремя рядами весел биремы и триремы (триеры) освоили Черное море, через Гибралтар доходили до Британии и даже Скандинавии. Однако, как и у финикийцев, парус на греческих судах использовали лишь при попутном ветре, полагаясь в основном на мускульную силу гребцов.

Развитие торгового греческого флота происходило быстрее и успешнее военного. Грузоподъемность среднего торгового судна достигала 800-1000 т при длине 20-25 м. Зачастую на таком судне было сразу две мачты, на главной находился четырехугольный парус, укрепленный на рее. От топа мачты к нокам рея шли топенанты снасти, которые удерживали реи в нужном положении. Между реем и топенантами иногда располагался еще один небольшой парус. Чтобы судно могло плыть при боковом ветре, передняя мачта имела наклон в сторону носа.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. раздоры между его наследниками настолько ослабили империю, что римляне без труда захватили господство как на суше, так и на море. Единственными, кто осмеливался нападать на римские корабли, были пираты. Римские галеры по форме напоминали рыбу. Их весла были похожи на плавники, а в гибком веерообразном украшении на корме можно было узнать хвост. Однако принципиально устройство римских судов мало чем отличалось от греческих. Чаще всего римские суда оснащались одной мачтой с прямым парусом на двух реях. Большие корабли, кроме того, имели фок- и бизань-мачты. Постепенное развитие парусов и техники управления ими потребовало сравнительно сложной системы канатов и блоков и постоянного использования для управления судном одного или двух рулевых весел.

Парус Кто и когда придумал

В порту. Греческие торговые суда.

Приблизительно в VIII-IX вв. в районе Средиземноморья входит в употребление латинский парус разновидность косого паруса, устанавливаемого в диаметральной плоскости вдоль судна. Латинский парус имеет вид прямоугольного треугольника, гипотенуза которого крепится к наклоненному вперед рейку подвижной поперечной балке, подвешенной за середину к мачте, при этом передний конец рейка доходит до палубы. Латинский парус получил широкое распространение, так как позволял судну идти круче к ветру, под углом до 20°.

Ко времени раннего Средневековья пальма первенства среди мореходов перешла к скандинавам. Драккары и снеккары ладьи викингов пересекли Атлантику и достигли берегов Нового Света задолго до Колумба. Несмотря на оснащение веслами, передвигались эти корабли большей частью под парусами. Характерной особенностью скандинавских судов была укрепленная в середине палубы единственная мачта, на которой поднимали прямой парус. Сбоку на корме находилось стационарное рулевое весло, которое держало курс во время плавания.

На морских путях Средиземноморья в это время господствовали Венеция, Генуя и Пиза, создавшие крупные торговые флоты. Известно, что эти республики сдавали торговые суда в аренду многим странам. Необходимость быстро и безопасно перевозить значительные массы грузов послужила причиной появления больших парусных судов. Их парусное вооружение было улучшено благодаря введению маленькой фок-мачты. Позднее на корме стали устанавливать еще и бизань-мачту, вооруженную латинским парусом. Бизань позволяла уменьшить давление воды на руль, возникающее при уваливании судна под действием носового паруса, благодаря чему судно становилось более маневренным. Так как носовой и кормовой паруса были небольшими, основным парусом продолжал оставаться грот на грот-мачте. Большие торговые суда строили с тремя и даже четырьмя мачтами, вооруженными прямыми парусами, для малых использовали косые латинские.

Парус Кто и когда придумал

Точная копия Гокстадтского корабля на воде. 1893 г.

Эпоха великих географических открытий (XV-XVII вв.) подарила людям новые виды парусников более быстрых, маневренных и вместительных. Используя новейшие достижения в области картографии, навигации и вооружения, мореплаватели могли отправляться в длительные плавания и исследовать новые берега. Развитие парусного флота позволило открыть Америку, обогнуть Африку и совершить кругосветные путешествия.

За пять веков, вплоть до появления пароходов, было создано множество конструкций парусных судов, по составу парусного вооружения все они делятся на две группы: большие (имеющие фок- и грот-мачту) и малые (имеющие грот- и бизань-мачту или единственную мачту) парусные суда. К большим относятся суда с прямым парусным вооружением (фрегат, барк, бриг), суда со смешанным парусным вооружением (баркентина, или шхуна-барк, и бригантина, или шхуна-бриг) и суда с косым парусным вооружением шхуны. Все малые парусные суда вооружены косыми парусами и подразделяются в зависимости от количества мачт на полуторамачтовые (кеч и иол) и одномачтовые (кэт, шлюп и тендер). В наше время большие трех-четырехмачтовые парусные суда с оснасткой наподобие барков используются в основном для дорогостоящих морских круизов. Кроме того, на таких кораблях осваивают азы профессии будущие морские волки. Одними из самых известных учебных судов для подготовки офицеров военно-морского флота являются российские барки «Седов» и «Крузенштерн» и шхуна «Надежда».

Зато маломерный парусный флот переживает второе рождение. Популярность приобретает яхтинг и как вид спорта, входящий в олимпийскую программу, и в качестве престижного отдыха. Легкие парусные и парусно-моторные яхты оснащаются одной или несколькими мачтами с различным парусным вооружением. Чаще всего в настоящее время используется растягиваемый между мачтой и горизонтальным гиком треугольный косой парус так называемый бермудский. Конечно, парусные суда значительно уступают в скорости мощным теплоходам, но вряд ли кто-то будет спорить, что плывущий под парусом корабль это очень красиво и романтично...

Парус Кто и когда придумал

Барк «Седов».

Парус Кто и когда придумал

Самым большим современным парусным судном является Royal Clipper, принадлежащий судовладельцу Майклу Крафту. Это круизный корабль, построенный в 2000 г. и зарегистрированный в Люксембурге. На пяти его мачтах установлены 42 паруса, которые обслуживают 20 матросов. «Крестной матерью» клипера, благословившей его во время церемонии присвоения имени, является шведская королева Сильвия.






значение изобретения железная дорога
чинкуеда
великий правитель на слоне
порно в латных доспехах