«Колесницы» израильских танкистов - Танки семейства «Меркава»

В ходе Второй мировой окончательно сформировалась компоновка танка, по сей день считающаяся классической: в передней части корпуса - отделение управления, в котором размещается механик-водитель; за ним боевое отделение, где находится боеукладка и ведающий ей заряжающий; во вращающейся башне - рабочие места командира и наводчика; силовая установка - в корме. Однако уже в середине 1960-х гг. совершенствование как оборудования самих танков, так и противотанковых средств заставило конструкторов взглянуть на эту схему критически.

В начале 1970-х гг. правительство Израиля одобрило программу разработки собственного танка, названного «Меркава» («Божья колесница»). Работы по проектированию возглавил генерал-майор Исраэль Таль. Он был не инженером, а боевым офицером, участником всех арабо-израильских войн. Во время Шестидневной войны 1967 г. Таль командовал одной из трех бронетанковых колонн, сокрушивших египтян на Синае, а в конце 1960-х гг. занял пост командующего бронетанковыми войсками Армии обороны Израиля.

Основные усилия разработчиков были направлены на обеспечение максимальной живучести и защиты экипажа. Вследствие этого танк имеет увеличенный по сравнению с сопоставимыми западными образцами боевой вес и необычную компоновку. Для усиления защиты экипажа двигатель и трансмиссию расположили в носовой части корпуса. Таким образом, мотор стал дополнительной преградой для снаряда при пробивании им лобовой, многослойной разнесенной брони, суммарной толщиной около 150 мм, установленной под большими углами. Мотор-но-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления.

Башня танка «Меркава» имеет клинообразную форму, что способствует рикошету снарядов при обстреле с передней полусферы. Объем башни значительно меньше, чем у других западных основных боевых танков.

В задней части корпуса расположен отсек для размещения боекомплекта, резервного экипажа или шести десантников (однако принятая тактика не предполагает перевозку солдат на поле боя танками). Там же можно установить четверо носилок с ранеными или дополнительный боекомплект. В кормовом бронелисте имеется двустворчатый люк для доступа в боевое отделение.

В отличие от большинства современных танков «Меркава» оснащаются независимой пружинной подвеской типа Кристи. С каждого борта установлено по шесть обрезиненных опорных катков и по пять поддерживающих роликов. Элементы подвески расположены с внешней стороны корпуса. На двух передних и двух задних узлах подвески смонтированы телескопические гидравлические амортизаторы. Каждый узел подвески крепится к корпусу на четырех болтах и может быть быстро заменен при выходе из строя вследствие подрыва на мине. Ведущие колеса - переднего расположения. Отказ от общепринятой торсионной подвески позволил выполнить днище корпуса гладким, V-образной формы, что наряду с разнесенным бронированием повышает защищенность корпуса при детонации мины.

Последняя модификация «Меркавы», Мк.4, имеет цельнолитой корпус, модульную броню, систему активной защиты Trophy и полностью компьютеризированную систему управления. В нише башни за броневой перегородкой установлен электрический барабанный механизм на 10 снарядов, подающий снаряды заряжающему. Остальные 36 снарядов размещены, как и прежде, в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса.






вертолет рассказ для детей
первая канализация в европе
замок крепость времен правления генриха 2 прозвали ключом англии
история вертолетов