Крылатые корабли - Боевые корабли на подводных крыльях

Подводные крылья, устанавливаемые под корпусами скоростных судов, на высокой скорости создают подъемную силу, за счет которой судно поднимается над водой. Таким образом значительно уменьшается сопротивление воды, что позволяет развивать высокие скорости. Первое удачное судно на поводных крыльях построил итальянский инженер Э.Форлани. Испытанный им в 1906 г. катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки и развивал скорость 68 км/ч. В 1941 г. немецкая фирма Deutsche Werft AG представила на испытания VS-8 - построенный из легких сплавов танкодесантный катер на подводных крыльях, способный транспортировать морем до 26 т груза со скоростью до 40 узлов. VS-8 создавался для снабжения армии Роммеля в Северной Африке, но прежде чем закончились испытания, немецкий «Африканский корпус» был разгромлен.

В 1967 г. американская корпорация Boeing построила артиллерийский катер Tucumcaric водоизмещением в 57 т. Он стал первым крупным судном, использовавшим водомет вместо гребного винта. Tucumcaric с успехом применялся во Вьетнамской войне. Одновременно конструкторы фирмы Boeing приступили к разработке ракетного катера на подводных крыльях для флотов стран НАТО. Итогом этих работ стал построенный в 1975 г. корабль Pegasus (235 т, длина 40 м, 50 узлов, две счетверенные установки ракет Harpoon и одно 76-мм орудие). Однако когда выяснилась стоимость новинки, все потенциальные заказчики дружно ушли в тень. 6 построенных Pegasus в основном использовались как патрульные суда для предотвращения незаконного ввоза наркотиков. Из-за своей скорости они были настоящим ночным кошмаром для контрабандистов.

В конце 1960-х гг. ВМС Канады был построен и испытан высокоскоростной противоподлодочный корабль на подводных крыльях Bras d'Or, развивавший скорость до 63 узлов (116,7 км/ч). Дальнейшего развития этот проект не получил.

В 1977-1985 гг. с помощью американских специалистов итальянская фирма Alinavi построила серию ракетных катеров типа Sparviero («Воробей»; водоизмещение 62 т, длина - 23 м, 50 узлов, две ракеты Otomat и 76-мм пушка). Крыльевая система состоит из трех глубокопогруженных (выполнены убирающимися) автоматически управляемых крыльев. Кормовые крылья снабжены закрылками, управляемыми с помощью гидроприводов. Газотурбинная энергетическая установка работает на водометный движитель.

В 1977 г. в состав советского Черноморского флота вошел малый ракетный корабль на подводных крыльях МРК-5 (проект 1240 «Ураган»). Движитель-ная установка состояла из двух толкающих и двух тянущих гребных винтов, расположенных на подъемных колонках кормовых крыльев. Чтобы обеспечить кораблю возможность маневрирования на мелководье, крылья были выполнены подъемными. Корабль обладал высокой скоростью и хорошей мореходностью, однако крыльевая система с автоматизированным управлением оказалась громоздкой и недостаточно надежной. В 1990 г. МРК-5 был исключен из состава ВМФ и впоследствии разделан на металл.

Одновременно с «Ураганом» проектировался малый противолодочный корабль проекта 1141 «Сокол». Он имел водоизмещение 465 т, скорость полного хода 52 узла и был вооружен двумя счетверенными пусковыми установками противолодочных ракет «Медведка». Корабль был оснащен фиксированными крыльями с автоматически управляемыми закрылками; движители - шесть тянущих и толкающих винтов. По усовершенствованному проекту 1145-1 планировалось построить крупную серию МПК, но до развала СССР вошли в строй только два корабля.






остров скелетов поиск кладов
штыки 1 мировой
что изобрёл фарадей
загробная жизнь фараонов