Подводные «раскладушки» - Субмарины с крылатыми ракетами надводного старта

В начале 1950-х гг. командование советского ВМФ выдало конструкторским бюро Бериева и Челомея задание на проектирование крылатых ракет, специально приспособленных для размещения на подводных лодках. Бериев пошел по проторенному пути и создал комплекс, включавший саму ракету, водонепроницаемый ангар и пусковую установку. Предполагалось использовать переоборудованные подводные лодки проекта 611 для размещения единственной ракеты П-10. Разработка проекта П-611 началась в 1955 г., когда уже плавала американская Tunny, и явно оказалась худшим ее вариантом. Главный, не поддающийся коррекции недостаток «ангарного» размещения крылатых ракет - это безумно большое время нахождения подводной лодки в надводном положении, что делало ее крайне уязвимой.

В. Н. Челомей нашел радикальное решение. Он также поместил свою ракету П-5 в водонепроницаемый контейнер, но этот контейнер служил одновременно и пусковой установкой, крылья ракеты раскрывались при выходе ее из контейнера-автоматически. После погрузки ракет в базе их дальнейшее обслуживание в море не предусматривалось, все операции по предстартовой подготовке, подъему контейнера на угол старта 15°, открытию крышек осуществлялись дистанционно. В качестве носителей П-5 применялись подводные лодки проекта 644 и проекта 665. В проекте 644 два контейнера разместили за ограждением рубки. Пуск ракеты производился в корму, для чего контейнеры поднимались на угол старта. В проекте 665 четыре контейнера в ограждении рубки имели постоянный угол возвышения для старта прямо по курсу. В 1961 г. начали вступать в строй атомные лодки проекта 659, на которых шесть пусковых контейнеров разместили побортно под палубой.

В 1956 г. было принято решение о создании на базе многоцелевой атомной подводной лодки проекта 627-А опытной лодки, вооруженной стратегической крылатой ракетой П-20. Ракета со стартовой массой 30 т и максимальной дальностью стрельбы 3500 км размещалась в контейнере диаметром 4,6 м и длиной 25 м, расположенном на палубе непосредственно за ограждением рубки. Одновременно началась разработка лодки проекта 653, на которой должны были размещаться две П-20. Однако в 1960 г. ракета была признана неперспективной, и работы по ней свернули.

На основе предназначенной для стрельбы по береговой цели П-5 была создана противокорабельная крылатая ракета П-6, отличавшаяся наличием радиолокационной головки самонаведения. Но выбор, на какую из обнаруженных целей наводиться, был оставлен за человеком. Для этого ракета транслировала радиолокационное изображение морской поверхности на подводную лодку, где его оценивал управляющий стрельбой, выдавая команду «захват». После этого ракета совершала противозенитный маневр резким изменением высоты и начинала двухплоскостное самонаведение на указанную цель. Носителями П-6 стали дизельные подводные лодки проекта 651, а затем атомоходы проекта 675. Для обеспечения целеуказания этим кораблям была создан самолет Ту-95РЦ с РЛС кругового обзора, который транслировал радиолокационную картинку на подводную лодку, находящуюся на перископной глубине.

Вслед за П-6 появились ее значительно улучшенные варианты П-500 «Базальт» и П-1000 «Вулкан». Постепенно под них переоборудовали подводные лодки проекта 675. Кроме более мощных и «умных» ракет модернизированные лодки получили спутниковую систему целеуказания «Касатка». Но надводный старт и телеуправление ракетой в полете заставляли подводную лодку находиться на поверхности более 10 мин, что делало неизбежным ее обнаружение, а значит, и высокую вероятность уничтожения.






кортик чиновника лесного департамента
карл дора
рассказ о любом греческом герое
тога и туника