Материалы


Аль-Мансур, Второй Халиф Багдадского Халифата Аббасидов Правил В 754-775 Гг.

В 762 г. аль-Мансуру, второму халифу династии Аббасидов, было видение: воплощается его мечта о новом граде - множество рабочих приступили к строительству города Багдада на реке Тигр. Впервые халиф побывал там в разгаре лета. Он проспал ночь напролет и проснулся следующим утром, как сообщает иракский историк IX века аль-Табари, «проведя сладчайшую и спокойнейшую ночь на земле».

Впрочем, Багдад был идеальным местом для строительства нового города скорее по политическим и экономическим причинам. Сеть каналов орошала плодородные почвы, которые могли обеспечить население Багдада продовольствием, а правительство - доходами от торговли. Основание города должно было продемонстрировать прочность династии Аббасидов и обеспечить рывок арабской цивилизации от мест ее зарождения на Аравийском полуострове и в Сирии далее на Восток.

Ранние формы исламского правления определялись кочевым образом жизни арабских племен; вдохновленные пророком Мухаммедом, в VII веке они собрали армию и двинулись с Аравийского полуострова покорять новые земли. Завоевания породили более прогрессивный стиль правления. Багдад лежал на пути в Иран, административно-бюрократическая система которого повлияла на методы правления аль-Мансура; багдадские дворцовые церемонии в значительной степени следовали древним ближневосточным традициям, согласно которым дистанция между правителем и подданными была колоссальной.

 

Аль-мансур, второй халиф багдадского халифата Аббасидов Правил в 754-775 гг.

Багдад - воплощение роскоши и богатства

В центре Багдада, этого «города-круга»1, располагался дворец, правительственные здания и армейские казармы; жилые районы и городские базары были предусмотрительно расположены поодаль. Исламское царство теперь обладало всеми атрибутами дворцовой роскоши: гофмейстерами, пажами и евнухами, толпившимися при дворе, широкими улицами и парками. Со временем в багдадском дворце появилась Комната дерева, в которой стояло искусственное дерево из золота и серебра. На ветвях сидели механические птицы, поражавшие гостей своим оперением и трелями. Дворец и город аль-Мансура стали материальными символами абсолютистского правления, воплощением которого было это бросающееся в глаза богатство.

Халифат

С самого начала институт халифата, объединявший светскую и религиозную власть, был нацелен на консолидацию империи, отвоеванной в VII в. арабами у своих соседей, ослабленных чумой и долгими войнами. К середине VII в. была покорена вся Аравия, значительная часть земель иранской династии Сасанидов и византийские провинции Сирия и Египет. Прошло всего тридцать лет с тех пор, как пророк Мухаммед в 622 г. бежал из Мекки в Медину и создал первую общину верующих в непостижимого единого Бога. Халиф (в переводе это слово значит «преемник, наследник») был преемником Мухаммеда, общественным и религиозным лидером союза арабских племен, и хотя сам не являлся пророком, но обладал правом толковать волю Аллаха.

Первым халифом был Абу-Бакр, ближайший сподвижник Мухаммеда, его главный советник в Медине и инициатор военной экспансии. Он и три других наследника, Умар I, Усман и Али, зять пророка, в результате выборов оказались во главе религиозной общины и стали именоваться «праведными халифами». Последовавшее в 656 г. убийство Усмана вызвало разделение мусульман на две секты. Омейяды, члены клана Усмана, требовали, чтобы убийство было отомщено, и оспаривали право Али на наследование. Приверженцы Али, которого убили в 661 г., стали зваться шиитами и считали близкое родство Али с Мухаммедом основой его власти. Муавия, правитель Сирии из рода Омейядов, в ходе вооруженной борьбы отбил халифат у Али и его сторонников и ввел династический порядок правления.

Династия Омейядов перед лицом восстания

Теперь многие старые племенные обычаи сменились городским укладом жизни, и воцарившаяся в Дамаске династия Омейядов установила контроль над восточным побережьем Средиземного моря. Теперь, когда Мекка и Медина были уже не так важны, ислам распространялся дальше на Восток. Иракские города становились все крупнее и богаче, а традиционная иранская элита смешивалась с арабским правящим классом. Эти восточные земли недостаточно контролировались Омейядами, и восстание, вспыхнувшее в 747 г. в Хорасане на северо-востоке Ирана, быстро распространилось на другие области.

Династия Аббасидов утверждала, что ее родоначальником был дядя пророка Мухаммеда аль-Аббас. Их ставленник Абу Муслим, вождь Хорасанского восстания, много лет плел интриги против Омейядов. В 749-750 гг. арабские и иранские мятежники объединились в своем протесте против непомерных налогов, введенных Омейядами, и одержали победу над Марваном II, последним халифом из династии Омейядов. Во главе восстания стояли шииты, хотя эта секта и была недовольна Абба-сидами, претендовавшими на халифат и не желавшими отдавать его потомкам Али. Марван арестовал предводителя аббасидского клана, брата аль-Мансура Ибрагима, который умер в темнице. Однако у аль-Мансура был другой брат, Абу аль-Аббас, который и стал первым Аббасидским халифом. Его наследником был аль-Мансур.

Аль-Мансур и Аббасиды

Аббасиды отблагодарили Абу Муслима, назначив наместником Хорасана, и с его помощью аль-Мансур подавил восстание 754 г., поднятое дядей халифа Абдаллахом. Потом, однако, обеспокоенный тем влиянием, которое приобрел победоносный Абу Муслим, аль-Мансур бросил его в тюрьму, а в 755 г. казнил. Крупное восстание шиитов в 762-763 гг. было подавлено, и за время правления аль-Мансура эта секта стала непримиримым врагом суннитского ислама, ортодоксальной ветви этой политико-религиозной институции.

Восстановление власти Аббасидов сопровождалось осознанной политикой кнута и пряника, причем и то и другое было призвано обеспечить покорность. Опорой Аббасидов служили самые разнородные группы, чьи интересы часто противоречили друг другу, поэтому решено было создать безусловно лояльную правящую элиту, подчиненную их интересам. Иранские роды с традициями государственной службы, ныне обращенные в ислам, оказались особенно удачным источником пополнения этого нового правящего класса.

Административная система Аббасидов

Доступ к халифу контролировался высокопоставленными придворными, а присутствие рядом с халифом палача постоянно напоминало о решимости правителя вершить правосудие, как ему заблагорассудится. Во главе гражданской администрации, разделенной на диваны, стояли визири. Казначейство ведало государственными доходами и расходами; канцелярия занималась официальными докладами и документами; у армии также был собственный диван. Вся структура была пронизана осведомителями, снабжавшими халифа информацией о том, что происходит на местах. Особенно важны были сведения о местных властителях, которые могли прибрать власть к рукам и стать опасными, поскольку они правили слишком далеко от Багдада. Поэтому и халиф, и правители провинций устраивали встречи с народом, на которых любой мог открыто выдвинуть обвинения против местных чиновников и получить компенсацию.

Династия Аббасидов упорядочила систему налогообложения, что дало возможность регулярно выплачивать жалованье чиновникам и военным. Налог на землю и сельскохозяйственную продукцию, называемый харадж, первоначально давал привилегии мусульманам: они платили меньше, чем приверженцы других официально признанных религий - иудаизма, зороастризма и христианства. Теперь различие становилось все более символическим, однако оставался подушный налог, уплачиваемый не мусульманами и зависящий от благосостояния налогоплательщика. К тому же были введены пошлины на экспорт и импорт товаров.

Восточный интернационализм

Вместо того чтобы сконцентрироваться на Северной Африке, Средиземноморье и Южной Европе, как это делали Омейяды, халифат аль-Мансура и его преемников обратил свои взоры на Иран и Трансоксанию (современные Узбекистан, Таджикистан и Юго-Западный Казахстан). В результате этого местные династии Испании, Египта и Северной Африки со временем стали добиваться статуса халифатов и для себя. Восточный интернационализм Аббасидов все больше полагался на исламскую религию, поскольку теперь империю объединяла идея общности верующих (в том числе неарабских новообращенных), а не арабский этноцентризм. Для большинства своих подданных багдадский халиф был фигурой отдаленной, однако его право на верховную власть опиралось на общность веры и исламские моральные ценности. Смерть аль-Мансура во время паломничества в Мекку удачно вписалась в такую картину.

Центр арабского права и учености

Легитимность аль-Мансура, как и его потомков, основывалась на непрерывности родословной линии, связывавшей их с семьей пророка, и багдадский халифат опирался на суннитскую традицию, родоначальником которой принято считать Мухаммеда. Частью этой традиции было поощрение изучения исламского права, которое теперь складывалось в стройную систему. Во времена Аббасидов судья, или кади, стал значительной фигурой, уполномоченной принимать авторитетные правовые решения. К тому же Багдад в IX веке стал главным центром арабской учености. Греческие научные и философские трактаты были переведены на арабский язык учеными, которые трудились в «Байт аль-Хикма» («Доме мудрости»), бывшем одновременно библиотекой и научно-исследовательским центром, основанным халифом аль-Мамуном. Исламская цивилизация быстро эволюционировала в области книгопечатания, поэтому бумажная мастерская в Багдаде усиленно производила материал, заменивший пергамент и папирус.

 

Центр арабского права и учености

Конец халифата Аббасидов

Гражданская война между потомками аль-Мансура и 809 -813 гг. показала, что главной проблемой халифата было отсутствие надежной армии. Часть личной армии халифа составляли наемники-немусульмане - берберы и славяне, но особенно много было тюрков из различных центрально-азиатских племен, и это само по себе было проблемой. Не исключено, что эти солдаты, набираемые в пограничных районах халифата, могли обратиться в ислам, однако само их наличие подрывало имперскую доктрину о правлении посредством мусульманского права и заповедей пророка. Военачальники наемников были готовы сокрушить любого халифа, не соглашавшегося с их требованиями, а тюрки не проявляли ни малейшего желания к культурной ассимиляции.

Иранская династия Буйидов стала властвовать в Западном Иране в 930-е гг., а в 945 г. вторглась в Багдад и низвела Аббасидов до положения марионеток. В 1055 г. Буйиды потерпели поражение в войне с турками-сельджуками, лишившими Аббасидский халифат светской власти, но восстановившими его роль как религиозной институции и средоточия исламского единства. История халифата закончилась в 1258 г., когда монголы захватили Багдад, покончили с Аббасидами и разрушили жизненно важную для процветания города ирригационную систему. От мечты, превращенной в реальность по велению халифа аль-Мансура 500 лет назад, не осталось и следа.

18.12.2017




сюрикены и их история
аристотель труды
немецкие штык ножи
югославия при тито