Камму, Пятый Император Японии

В центре Хонсю, самого большого из четырех главных островов Японии, император Камму решил построить город, ставший величайшим символом традиционной японской культуры, особенностей правления и уникальности этой страны. Киото, более тысячи лет (794-1868 гг.) являвшийся столицей государства и резиденцией императоров, был построен по четкому плану, согласно которому улицы пересекались под прямым углом. С севера, традиционного места обитания злых духов в японской мифологии, город защищали горы, а реки Камо и Кацура служили естественными границами с востока и запада.

В этом городе с его прямоугольной планировкой японская дворцовая и аристократическая культура нашла наиболее полное выражение. Изысканные чайные церемонии и икебана, изящная живопись и каллиграфия, ритуальная эстетика театра но - все это возникло в Киото за долгие века его славной истории.

Между XI и XVI вв. честолюбивые буддийские монахи из монастыря Хиэйдзан в северо-восточных горных районах регулярно устраивали на Киото набеги, а во время гражданской войны 1467-1477 гг. город сильно пострадал. Однако каждый раз после разрушения Киото восстанавливал свой прежний облик, ибо город, построенный Камму, выражал самую суть японской цивилизации.

Первые Японцы

Японский этнос сформировался в результате смешения переселенцев из Азии и Полинезии. Впервые японцы упоминаются в китайских исторических хрониках времен династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) как «народ, разделенный на сто с лишним княжеств, который регулярно платит дань». Объединение страны началось в III в. под эгидой рода Ямато, жившего на равнине Нара в глубине острова Хонсю. В конце IV в. значительные японские силы были посланы для войны с Когурё, самым крупным из трех независимых корейских государств. Ямато заключили союз с государством Пэкче на юго-западе Корейского полуострова и вместе выступили и против Когурё, и против Силлы.

Ямато и Пэкче тяготели к южно-китайским царствам, а два других корейских княжества - к северо-китайским, поэтому с войной были связаны и китайские политические интересы. В VI в. военное превосходство Силлы вынудило Ямато покинуть Корейский полуостров. С того времени власть Ямато стала ослабевать, а силу при дворе начал набирать клан Cora - отчасти при помощи брачных союзов с представителями правящей семьи, отчасти благодаря умению распоряжаться финансами. Cora активно способствовали распространению буддизма - религии, пришедшей в Японию из Китая через Пэкче.

 

Первые Японцы

Образованный принц Сётоку

Принц Сётоку происходил из клана Cora и был вторым сыном императора Йомея. Когда его тетка Суико стала императрицей (правила в 592-628 гг.), он, соответственно, стал принцем-регентом. Сётоку был образованным человеком и благочестивым буддистом, к тому же сведущим в конфуцианстве; он возобновил практику посылать уполномоченных представителей в Китай, которым правила тогда династия Суй (581-618 гг.). Китайских художников, мастеров и чиновников поощряли переселяться в Японию, и составленные Сётоку государственные хроники - первая известная японская книга - свидетельствуют о сильном китайском влиянии. Введенная принцем в 603 г. система двенадцати придворных чинов по сути своей была сугубо конфуцианской, и каждому чину соответствовал головной убор определенного цвета.

Свойственная мировоззрению регента смесь буддизма и конфуцианства была дополнением к народному японскому синтоизму, и в результате традиции простой до той поры японской архитектуры стали меняться. Появились буддистские храмы, построенные в китайском стиле из дерева и крытые высокими черепичными крышами. Сётоку восстановил контроль над феодальными сеньорами и усилил центральную власть, издав «Уложение семнадцати статей», в котором подчеркивалось четкое различие между императором и министрами.

Конфликт и анархия

После смерти Сётоку воцарилась анархия, и в 643 г. все его уцелевшие родственники были безжалостно истреблены другими представителями клана Cora. Конфликт распространился и на восток материковой Азии, где войска Когурё, доминирующей силы в регионе, разбили две армии, посланные на помощь суйским Китаем. Тем временем пришедшая в Китае к власти династия Тан, железной рукой восстанавливающая империю, стала в Японии образцом для подражания. В 645 г. неминуемым казался переворот, после которого престол занял бы Ирука, сын главы клана Cora. Накано Оэ, принц императорского рода, и Накатоми Каматари, представитель мощного клана Накатоми, решили нанести упреждающий удар. Их переворот стер клан Cora с лица земли и послужил толчком к зарождению первого в истории Японии абсолютистского государства.

Эдикт 645 г. отменил, вождей местных кланов, на владение землей и людьми. Бывшие земли стали теперь государственной собственностью. Их отдали в аренду крестьянам, назначив фиксированную арендную плату. Были назначены правители провинций и произведена перепись населения Японии. Принц Кару занял престол под именем императора Котоку, а назначенный престолонаследником Накано Оэ сменил его в 662 г. под именем император Тэнти.

В 669 г. в награду за верную службу Каматари был пожалован новым именем Фудзивара; на протяжении многих веков этот клан будет господствующим в политической жизни Японии. Принц Сётоку способствовал китаиза-ции японской культуры, а период Тайка («великие реформы») знаменовался использованием политических методов династии Тан для восстановления японского национального единства.

Борьба за императорский престол

Смерть Тэндзи в 672 г. инициировала ожесточенную борьбу за право престолонаследования между его дядей и младшим братом, будущим императором Тэмму; у обоих были свои приверженцы. Победивший Тэмму приказал составить официальную хронику, в которой возвеличивалась бы династия, в результате чего возник миф о том, что первым императором был Дзимму, легендарный правитель VII в. и сын богини солнца Аматэрасу. Чтобы подкрепить свою династическую легитимность, Тэмму прибегнул и к синтоистским церемониальным обрядам в храме Исэ. Еще более важным был законодательный кодекс Асука Киемихара, кодифицировавший реформы Тайка. Его результатом стало возникновение политической системы рицурё, сочетавшей гражданский, уголовный и административный кодексы.

Император оставался и главой государства, и первосвященником, возглавляя как государственный совет, так и министерство по делам религии, устанавливавшее порядок поклонения богам. Однако принцип государственного владения всеми землями Японии, установленный в период Тайка, оказался неэффективным. Поэтому земли, дающие значительный доход, были розданы высокопоставленным должностным лицам, а также синтоистским и буддийским храмам.

Растущее народонаселение нуждалось в сельскохозяйственных угодьях, и в 743 г. правительство разрешило владеть землей тем, кто обрабатывает ее первым. Тем самым была подорвана одна из основ государственной власти, к тому же возникли проблемы, связанные с некоторыми японскими буддистскими священниками.

Буддистские влияния

Императорская столица Японии с 710 по 784 гг. располагалась в Наре, городе, в котором император Сому в период своего правления сделал буддизм государственной религией. Здесь он построил храм Тодаи и поместил в него огромную бронзовую фигуру, известную как Дайбуцу (Великий Будда), божество, которому отводилась роль защитника нации. Однако множество буддистских храмов, построенных императором в провинции, накопили немалые богатства, а их монахи приобрели некоторое политическое влияние, что многим японским аристократам было не по душе.

Клан Фудзивара был типичным образцом новой породы чиновников-аристократов, возвысившихся при дворе, и даже супруга императора Сому происходила из этого рода. Во время правления императрицы Кокэн, дочери Сому, буддистский священник Доке стал первым министром. После смерти императрицы в 770 г. клан Фудзивара ликвидировал политическое господство священнослужителей при дворе. Они устранили Доке, который вполне мог организовать заговор и сам занять трон, и возвели на трон императора Конина, не слишком рьяного буддиста. Кроме того, после печального опыта императрицы Кокэн они ввели правило, согласно которому женщинам запрещалось занимать трон.

Император конин восстанавливает старые порядки

Камму был наследником Конина и разделял его недоверие к буддизму как политической силе. Поэтому он перенес столицу из Нары, переполненной священнослужителями и храмами, в Хэйян (современный Киото), где снова стал править в соответствии с системой рицурё. Географические изменения стали отражением династических. Камму происходил не из рода Тэмму, а из рода Тэндзи, и провинция Ямаси-ро, куда была перенесена столица, была родиной других наследников Тэндзи. Камму восстановил старые порядки в том виде, как он их понимал, сделав более практичными.

Теперь земли, отводимые под рисовые поля, распределяли каждые двенадцать лет, а не шесть, как было раньше. Камму отказался от старой системы рекрутского набора из крестьян, и служба в армии стала уделом сыновей местных высокопоставленных чиновников, военные способности которых были подтверждены на деле. Армию использовали для подавления мятежных племен Эзо на севере Хонсю, а сдавшихся расселили по всей стране для ассимиляции. Буддистские священники уже не играли в правительстве никакой роли, хотя император по-прежнему находил религию полезной для национальной культуры. Покровительство Камму способствовало появлению более варианта буддизма, который не был так откровенно похож на заимствованный ранее китайский буддизм.

 


Император конин восстанавливает старые порядки

Закат императорской власти

Система рицурё, преобразованная Камму и включавшая также чеканку монет, составление хроник и дополнений к кодексам законов, просуществовала после его смерти более 150 лет. Со временем функционирование натолкнулось на серьезные трудности: переписи населения не поспевали за происходящими изменениями, в результате чего в системе раздачи земель воцарился хаос. Возникла коррупция, поскольку губернаторам провинций дали право не только собирать налоги, но и определять их размер. Наследие Камму было подорвано введением двух новых институций, созданных в обход системы: должности, или регента, при малолетнем императоре и должности, или главного советника. Регентом мог стать лишь тот, чья дочь, будучи замужем за членом императорской семьи, родила ребенка-императора. Вскоре установилась практика, согласно которой члены семьи Фудзивара занимали и пост, и пост. Императорская власть стала ослабевать.

Однако наиболее значительным наследием эпохи Камму стал расцвет культуры Японии. В конце IX в. Япония решила разорвать формальные отношения с Китаем, отчасти потому, что императорская власть династии Тан стала терять силу. Более существенной была другая причина - японской культуре уже не надо было искать источники вдохновения в Китае. Страна возмужала и уверенно стала на ноги.

 

 





пуля без гильзы
самая крупная корабельная пушка
кто изобрёл космическую ракету
280 мм гаубица круппа