Сурьяварман II, Король Камбоджи Правил В 1113-1150 Гг.

Святилище, воздвигнутое камбоджийским властелином в честь Вишну, четверорукого бога-защитника вселенной и всех других индуистских богов, было самым большим и наиболее примечательным храмом в Ангкоре, кхмерской столице. Точные астрономические расчеты обусловили симметричное расположение этого строения, пронизанного индуистской космологией и являющегося архитектурным воплощением мифической горы Меру в Индии, на которой обитали боги. Прямоугольные стены, окружавшие главное святилище Ангкор-Ват, символизировали горную цепь Меру, а выложенный известняковыми плитами ров вокруг всего храма - космические океаны.

Главный строительный проект Сурьявармана II отождествлял его с божественной славой Вишну как источника всего сущего, а вместе с тем отражал земные достижения правителя. Изящные скульптурные изображения, или нимф, символизировали плотские радости, уготованные победоносным королям, полководцам и праведникам, а настенные рельефы, украшенные золотом, повествовали о триумфе королевской конницы. Много рельефов было посвящено сценам из «Махабхараты» и «Рамаяны», индуистских эпических поэм, которые запечатлелись в народном сознании камбоджийцев. Сакральное царство утверждало свою уникальную способность обеспечить реальному царству процветание и мир. Однако кроме этого Ангкор-Ват был призван демонстрировать возможность плотских утех в потустороннем мире.

Ангкортхом, «большой город»

Традиция почитать горы как святые места, ибо на них обитают боги, прочно укоренилась у народов Юго-Восточной Азии еще в I тыс. н. э. Поэтому у кхмеров, жителей Камбоджи, были все основания относиться к своей столице как к святому месту, поскольку она была построена вокруг горы на северо-западе страны. После своего основания в конце IX в. город получил название Ясод-харапур по имени Ясовармана I, кхмерского короля, который перенес туда свой двор. Лишь в начале XIII в. город и связанный с ним храмовый комплекс получили свое окончательное название «Большой город».

К тому времени Ангкор был столицей империи, простиравшейся от оконечности полуострова Индокитай на юге до границы с Китаем на севере и от Вьетнама на востоке до Бенгальского залива на западе. Буддизм, который в XIII в. был в Камбодже религией элиты, в течение следующих двух столетий стал религией масс. Однако само слово Ангкор, которое происходит от древнего санскритского слова, означающего «город», указывает на глубокое влияние индийской религии и культуры на народонаселение этого региона, заметное уже с начала I тыс. н. э.

Ангкортхом, «большой город»

Правление Джаявармана II

В VI-VIII вв. Камбоджа была разделена на процветающие маленькие королевства, и один из местных принцев Восточной Камбоджи в 790 г. принял имя Джаяварман II. Добившись контроля над долиной реки Меконг, Джаяварман получил в Северо-Западной Камбодже титул чакра-вартин. Это означало упрочение власти, поскольку это древнее санскритское слово не только наделяло его статусом правителя мира, но и указывало на то, что правитель особенно чтим богами за свои добродетели.

В 802 г. Джаяварман отказался быть вассалом острова Суматра, отстоял независимость Камбоджи и был объявлен девараджей, или королем-богом, а также воплощением индуистского бога Шивы. Сложный индуистский ритуал сопровождал церемонию, в которой небесное царство общалось с новым правителем посредством фаллического идола, олицетворяющего власть Шивы. Религиозные ритуалы камбоджийских королей сложились как следствие приписываемого камбоджийским правителям божественного статуса: они молились о плодородии почвы, ходатайствуя перед богами, а в благодарность их подданные должны были нести военную службу.

Кхмерские храмы

Население Камбоджи, состоявшее почти исключительно из кхмеров, обеспечивало стране небывалую для Юго-Восточной Азии этническую однородность. Тем не менее после смерти Джаявармана в 850 г. страну стали сотрясать мятежи и незаконные захваты трона. Правление Индравармана I (скорее всего, узурпатора) открыло для государства два возможных пути восстановления королевской власти. Решение короля построить Баконг, первый камбоджийский храм, из камня, а не из кирпича, сильно повлияло на последующее архитектурное развитие Ангкора и связанное с этим возрождение священной власти. К тому же Индраварман показал, как связать камбоджийские водохранилища, каналы, озера и реки в единую ирригационную систему, позволявшую выращивать рис на ранее непригодных для этого землях. Эта аграрная революция расширила площадь плодородных земель, находящихся во владении короля, и позволила камбоджийским властителям содержать огромные армии рабочих, возводившие по всей стране новые храмы.

Ясоварман I, сын Индравармана, основал новую столицу Ангкор и окружил ее стеной. Подражая своему отцу, в 893 г. он повелел начать строительство своего собственного «горного храма» под названием Бакхенг («могущественный предок»). Будто парящий над городом, сооруженный на горе храм представлял собой 108 башен-святилищ, расположенных ярусами вокруг центральной пирамиды. Как позднее Ангкор-Ват, Бакхенг был построен так, чтобы вызывать ассоциации с горой Меру. От горы и от сооруженного на ее склонах величественного здания исходила одновременно и духовная, и светская сила. Таким образом, весь город являлся как бы миниатюрным воплощением вселенной и был насыщен бросающейся в глаза символикой, соответствовавшей духу камбоджийского королевства.

Другие храмы Ангкора символизировали горы, обозначавшие пределы известного кхмерам мира, а водная система - его главные реки. Кроме того, водохранилища и каналы выполняли и более прагматичную функцию - они обеспечивали водой весьма эффективную ирригационную систему на центральной камбоджийской равнине, которая позволяла выращивать высокие урожаи риса.

Новая династия - Сурьяварман I и Сурьяварман II

Эти технические сооружения и архитектурные шедевры были созданы рабочими, которых набирали со всех концов земли, находящейся под властью кхмерской династии. При этом внутренние беспорядки в Камбодже продолжались с середины IX до начала X в., и Ангкор был заброшен на тридцать лет начиная с середины X в. и вплоть до восстановления централизованной власти. Сурьяварман I хотя и был очередным узурпатором, смог возродить страну и вернуть короне территории, наполовину ставшие независимыми. Теперь кхмерская империя на западе протянулась до Таиланда, а с ростом торговой активности на императорских землях число камбоджийских городов возросло с двадцати до пятидесяти. К концу XI в. власть снова пошатнулась, но возникновение новой династии, наиболее заметным правителем которой был Сурьяварман И, означало, что Камбоджа выжила и сделала рывок в развитии. Новый король последовал примеру своего предшественника и двинул силы в глубь Таиланда, однако его наиболее примечательной военной инициативой была кампания против королевства Тьямпа, расположенного в Центральном и Южном Вьетнаме и не раз нападавшего на Ангкор.

 

Новая династия - Сурьяварман I и Сурьяварман II

 

Ангкор Сурьявармана II был городом, в котором техника, религия и политика соединились, чтобы наглядно демонстрировать и осуществлять королевскую власть. Владение техникой мелиорации, которая обеспечивала плодородие полей и, следовательно, существование жителей равнины, было еще одной причиной поклонения этому городу. Статус города подчеркивался пышными королевскими церемониями, укреплявшими репутацию династии, в которых сам король исполнял роль ходатая перед богами, заклиная их посылать дожди и не оставлять поля без живительной влаги, источника жизни для орошаемых территорий.

 

Новая династия - Сурьяварман I и Сурьяварман II

Камбоджа становится уязвимой перед внешней угрозой

Придворные короля были одновременно и светскими, и религиозными деятелями, так как удовлетворяли нужды и желания короля, который, как они считали, в смерти соединится с богом, своим покровителем. Ирригационные работы привели к тому, что на камбоджийской равнине возникли земляные холмы; их превратили в искусственные горы, на которых соорудили святилища с изображениями богов и членов королевской семьи. Однако строительство храма, гордости Ангкора и короля, отвлекло такие колоссальные экономические и людские ресурсы, что Камбоджа стала уязвимой ко внешней опасности.

В 1177 г. войска Тьямпы снова вторглись в Камбоджу, и им впервые в камбоджийской истории удалось захватить Ангкор. Это был дерзкий вызов кхмерским королям как с военной, так и с религиозной точки зрения. Очевидно, боги, которые должны были защищать камбоджийскую землю, отвернулись от нее. Однако Джаяварман VII (правил в 1181-1230 гг.) не пал духом и начал крупную военную кампанию. К 1181 г. он изгнал захватчиков за пределы своей страны, вторгся в королевство Тьямпа и сделал его имперской провинцией. Свою победу он отметил строительством своего собственного города Ангкор-Тхом рядом с уже существовавшим поселением. В этом городе были рвы с водой общей протяженностью 16 км и еще более развитая ирригационная система, а также архитектурные комплексы, в том числе храм Байон.

Обращение в Буддизм

Решение короля стать одним из буддистских бодхисатв, то есть просветленных, и отречься от своего персонального индуистского бога-покровителя, а также его приверженность буддизму ветви махаяна знаменовало разрыв с 400-летней кхмерской традицией. Буддизм проник в Камбоджу из Индии уже много веков назад, и отношения между буддистами и индуистами были достаточно мирными. Однако теперь буддизм обрел могущественного покровителя, кхмерского властелина, и такой поворот мог означать разочарование короля в индуизме, наступившее после вторжения Тьямпы. Последующее распространение буддизма ветви теравада, более древнего и простого варианта этой религии, окажет глубокое влияние на народ Камбоджи.

Джаяварман VII царствовал в последнюю великую эпоху кхмерского королевства, и с его смертью территориальная экспансия остановилась. В XIV в. кхмерская Камбоджа утратила свою независимость под напором тайских королевств, располагавшихся на территории современного Северного Таиланда, и в 1351 г. на этих землях, ставших известными под названием Сиам, начали господствовать тайцы. Они превратились в главную силу региона и смогли оттеснить кхмеров в сторону дельты Меконга. Теперь религией камбоджийского народа стал буддизм теравада. К первой половине XV в. территория королевства сократилась до земель вокруг Пном-Пеня. Ангкор был покинут, и даже само его существование становилось предметом спекуляций и слухов за его пределами по мере того, как джунгли поглощали дворцы и храмы, по которым когда-то шествовали кхмерские короли.


 





атмосферное давление история
что зафиксировал резенфорт
радио изобретение
меч с длинной рукоятью