Сверхдорогие «Духи» - Малозаметный бомбардировщик В-2

В 1965 г. в США начались работы по технике Stels - снижению заметности летательных аппаратов. Толчком для нее послужили тяжелые потери, понесенные американскими ВВС в «ракетных джунглях» ПВО Северного Вьетнама. Исследования по уменьшению поражаемое боевых самолетов шли по двум направлениям: увеличению живучести летательных аппаратов и уменьшению их радиолокационной заметности. Результатом проведенных исследований стал комплекс мер и технических решений, направленный на устранение или ослабление факторов, влияющих на уровень заметности самолета: отражение излучения РЛС, теплового излучения двигателей и планера, излучения собственных бортовых систем, наличие инверсионного следа и дыма в выхлопных газах, а также визуальной заметности.

Важнейшем направлением работ было признано снижение радиолокационной заметности. Уменьшение величины сигнала РЛС, отраженного от поверхности самолета, можно достичь устранением в конструкции планера элементов, эффективно отражающих радиосигнал, и применением радиопоглощающих материалов. Хорошо отражают радиоизлучение любые стыки поверхностей, например, крыла с фюзеляжем, выступающие элементы конструкций (антенны и вооружение на внешней подвеске), первые ступени компрессоров двигателей. Поэтому для уменьшения ЭПР самолета он должен не иметь резких граней, крыло должно плавно сопрягаться с фюзеляжем, киль желательно вообще убрать или заменить на такие стабилизирующие поверхности, которые бы плавно сопрягались с фюзеляжем, лопатки компрессора двигателя необходимо спрятать глубоко в фюзеляж или толщу плоскостей, с подводом воздуха по изгибающемуся каналу. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечала схема «летающее крыло», что предопределило выбор подрядчика.

Фирма Northrop получила возможность вновь вернуться к излюбленной ею некогда схеме. Для обеспечения малозаметности самолета для средств ПВО используется также покрытие самолета специальными радиопоглощающими материалами, маскировка теплового излучения двигателей, а также ряд других технических средств.

В-2 не имеет вертикального оперения. Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся щитки, установленные на концах крыла. Планер самолета построен в основном из титановых и алюминиевых сплавов с широким применением углепластиков. Передняя кромка корпуса острая, без изломов, ее стреловидность - 33°. Задняя кромка имеет форму двойного W. Четыре двигателя установлены попарно по обеим сторонам центральной части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для уменьшения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Топливные баки находятся в консолях крыла и хвостовых частях промежуточных секций корпуса. Сверху фюзеляжа за кабиной экипажа расположен приемник системы дозаправки топливом в полете. Каждому самолету, как боевому кораблю, присвоено еще и собственное имя. Например, бомбардировщик, имеющий серийный №89-0128, носит наименование Spirit of Nebraska («Дух Небраски»). В-2 является самым дорогим самолетом в мире (и, вероятно, самым дорогим самолетом в истории авиации). На 1998 г. стоимость одного В-2 без учета НИОКР составляла 1,157 млрд долларов.

Следует отметить, что «невидимость» В-2 вызывает сомнения у ряда специалистов. Так, в 1996 г. во время демонстрационного полета Spirit на авиасалоне Фарнборо операторам ЗРК Gernos при помощи ИК-аппаратуры удалось осуществить устойчивый захват и сопровождение «невидимки» на дальности до 6 км.






история открытия законов ньютона
в каком году изобрели порох
кто первым изобрёл антисептик
поединок пересвета с челубеем