Подводные крейсера и мониторы - Субмарины с усиленным артиллерийским вооружением

В годы Первой мировой войны британское Адмиралтейство стремилось создать такую лодку, которая могла бы действовать в составе линейной эскадры, решая задачи по предварительному ослаблению противника перед предстоящим боем, ведению разведки и противолодочной обороны основных сил. Поскольку дизели не могли обеспечить приемлемую для этого скорость, решили оснастить субмарину котлотурбинной главной силовой установкой надводного хода. Каждый из двух котлов имел по дымовой трубе, при погружении убиравшейся в надстройку и дистанционно закрывавшейся двумя клинкетами - нижним и верхним. Эти корабли были, наверное, самыми неудачными за всю историю подводного кораблестроения - на 17 лодок пришлось 18 тяжелейших аварий, 7 из которых закончились гибелью субмарин. Основной причиной аварий было поступление воды через котельную вентиляцию, которую забывали закрыть при погружении. Кроме того, «паровые» лодки обладали плохой остойчивостью и управляемостью под водой, а главное - оказались совершенно бесполезны в эскадренном бою. Сразу после войны их вывели в резерв и в 1923-1926 гг. пустили на слом.

Последние четыре корпуса достраивали по измененному проекту с дизель-электрической силовой установкой. Они получили обозначения М-1 - М-4 и были вооружены 305-мм орудиями со старого линейного корабля Majestic. Находясь за пределами эффективной стрельбы береговых батарей, такая подводная лодка производила заряжание своего орудия в надводном положении, затем, придав стволу максимальный угол возвышения, погружалась под перископ. При этом дульный срез оставался над водой. В таком положении лодка сближалась с береговой целью и, оставаясь практически неуязвимой для береговой артиллерии, производила выстрел, после чего удалялась от побережья на безопасное расстояние, и все начиналось сначала. На практике выстрел производился из надводного положения, на что от момента всплытия с перископной глубины и до момента погружения уходило около двух минут. Эти подводные мониторы предполагалось использовать для обстрела фландрского побережья и фортов в Дарданеллах. Лишь М-1 успели ввести в строй до окончания войны и перебазировать в Средиземное море, где она себя ничем не проявила.

Подводные лодки с усиленным артиллерийским вооружением сначала появились в Германии. Прежде всего к ним относились U-151-U-157, переоборудованные из коммерческих подлодок типа Deutschland. Эти корабли участвовали в боевых действиях и неоднократно применяли свою артиллерию для потопления одиночных невооруженных судов. Из вошедших в строй уже в 1918 г. подводных крейсеров специальной постройки U-139-U-141 только первые два успели совершить один боевой поход к берегам Северной Америки. В 1923 г. был спущен на воду английский подводный крейсер Х-1. Британские адмиралы предполагали использовать их совместно с торпедными подводными лодками для того, чтобы первые могли связать артиллерийским боем противолодочные корабли, а вторые в это время атаковать главные силы противника или транспорты. Х-1 должна была вести артиллерийский бой в позиционном положении, когда на поверхности находилась бы лишь надстройка с орудиями, рубкой и расположенным на ней дальномером, а прочный корпус прикрывался «броней» из воды. В этом случае подлодка представляла из себя чрезвычайно малую цель, и хотя попадание снаряда в надстройку могло нанести ей ущерб, но не лишало ее основного качества - способности погружаться. Спаренные 132-мм пушки прикрывались башнеподобными щитами. Из-за ряда конструктивных недостатков после нескольких лет службы Х-1 была сдана на слом.






последствия изобретения атомной бомбы
первый лазер
древние люди их внешность
в каком веке изобрели антибиотик